Ошибки в композиции фотографий

Ошибки в композиции фотографий

Построение кадра Компоновка кадра
Смысловой центр Восприятие цвета
Логика сюжета Баланс в кадре
Выбор плана Линии в кадре
Выбор ракурса Пространство


Одним из существенных отличий всех хороших фотографий является их продуманная композиция. Она привлекает внимание зрителя и вызывает интерес к дальнейшему просмотру своего сюжета. А если композиция в кадре не выстроена или у нее есть грубые ошибки, такие фотографии не имеют эстетической ценности. Их надо исправлять или удалять.

Все фотографии, которые мы делаем сами или видим где-либо у других фотографов можно условно разделить на три большие группы и назвать их как хорошие, неудачные и никакие. А обоснованием того, почему это именно так, являются ошибки в композиции фотографий, подробно о которой написано в статье «Композиция кадра фотографии». Конечно, у хороших фотографий есть и другие составляющие, но это другая тема…

С композицией фотографий первой группы, как правило, проблем нет и говорить о них пока мы не будем. Фотографии третей группы ее вообще не имеют и их надо просто удалять. А вот о фотографиях второй группы поговорить стоит особо, так как это фотокадры, в композициях которых есть ошибки, их можно исправить и сделать такие фотосюжеты лучше.

Но перед тем как начать обзор ошибок композиции фотографий сначала нужно вспомнить 10 основных ее элементов, в которых и группируются по три такие ошибки, распределив их в очередности работы над кадром. И ими будут: построение кадра, смысловой центр, логика сюжета, план, ракурс, компоновка, цвет, баланс, линии и пространство. Итак, начнем!

 

Ошибки композиции фотографии при построении кадра


01. Неправильно выбранный момент для фотосъемки. От него зависит и все остальное, что определяет композицию фотографии. Неудачная поза или выражение лица человека, смена освещения пейзажа или появление на небе неподходящего облака сразу же портят фотографию и являются ошибками композиции, которые лучше исправлять до фотосъемки.

02. Неправильный выбор формата кадра. Для передачи высоты объектов лучше подходит портретный формат кадра, для широты – пейзажный, а для ощущения чувства равновесия – квадрат. Необдуманная ориентация сюжета на фотографии по сторонам кадра это тоже ошибка композиции, которая ее портит, создавая непонимание между зрителем и автором.

03. Неправильное кадрирование сюжета фотографии. Например, нельзя обрезать лица людей границами кадра по уху и подбородку, конечности по суставам, а в пейзаже разрезать ствол дерева вдоль, отрезать крону и корни. Существуют правила кадрирования композиции, которые нужно знать и не допускать грубых ошибок при выборе границ фотографии.

 

Ошибки композиции фотографии со смысловым центром


04. В кадре нет явно выраженного смыслового центра. Непонятно, о чём такая фотография. Желание включить в кадр больше объектов внимания является ошибкой, которая портит композицию. Зритель будет хаотично блуждать взглядом по полю такой фотографии пытаясь понять, а что же хотел рассказать ему автор.

05. Несколько объектов в кадре претендуют на главную роль и зрителю непонятно, на каком из них сконцентрировать свое внимание. Ради чего была задумана эта фотография? Композиция фотокадра без ошибок, как правило, строится под один смысловой центр сюжета. Все остальное на фотографии может его только дополнять.

06. Главный объект фотосъемки располагается в центе кадра по ширине или высоте. Бывают, конечно, исключения из правил, но в большинстве случаев такие фотосюжеты зрительно воспринимаются плохо, так как в них нет динамики происходящего. Правило композиции «2/3» ни кто не отменял и его нарушение обычно является ошибкой.

 

Ошибки композиции фотографии в логике сюжета


07. Отсутствует логическая связь между объектами на фотографии. Все что попало в кадр должно быть оправдано и иметь свое объяснение или его там быть не должно. Любой случайный объект в кадре – это ошибка, которая как минимум вызывает непонимание у зрителя, а как максимум, разрушает композицию.

08. Важные объекты кадра не связаны идеей сюжета. Например, человек на фотографии может звонить по телефону и курить трубку, но только в том случае, когда это подчеркивает замысел фотографа. Если это не так, телефон или трубка в композиции кадра фотографии – это тоже ошибка, отвлекающая на себя внимание зрителя.

09. Ничем не оправданное направление взгляда в кадре. Например, кто-то на фотографии смотрит за ее границу или куда-то еще. Без логичного объяснения это будет ошибкой композиции таких фотографий. Обычно направление взгляда в кадре является невидимой линией, указывающей на что-то зрителю.

 

Ошибки композиции фотографии при выборе плана


10. Ошибочно выбран план фотокомпозиции. План снимаемого сюжета позволяет показать окружение главного объекта в кадре или сделать его крупнее, подчеркивая какие-то интересные особенности самого объекта. Например, фактуру, мимику, игру света и тени или что-либо еще, на что автор хочет обратить внимание зрителя.

11. Главный объект фотосъемки в кадре очень мал. Неоправданно много свободного пространства сверху, снизу, справа или слева от смыслового центра фотографии это ошибка ее композиции. При уменьшении такого пространства значимой информации фотография не теряет, а сам объект становится выразительнее.

12. Смысловой центр фотокомпозиции выпирает на передний план. Нет места для развития сюжета в кадре. Взгляду не от чего оттолкнуться. Он сразу упирается в главный объект съемки. Такая ошибка композиции не дает зрителю возможности для анализа предыстории. Ему навязывается принцип «только так и ни как иначе».

 

Ошибки композиции фотографии при выборе ракурса


13. Выбран не самый удачный ракурс для фотосюжета. Не исследованы разные точки фотосъемки, не проведен их сравнительный анализ или не выбран лучший вариант. Небольшое изменение направления взгляда на снимаемый объект может стать ошибкой, которая кардинально изменит композицию фотографии.

14. Ракурсы, искажающие что-либо в кадре. Например, такой ошибкой в композиции может стать съёмка портрета широкоугольным объективом, фотосъёмка с очень близкого расстояния, выбор непривычной точки для взгляда на объект или съемка через какую-то искажающую прозрачную среду (стекло, жидкость, пар).

15. Неоправданные сюжетом ракурсы. Например, ошибкой композиции фотографии будет ребенок, снятый с высоты роста фотографа, тогда как по идеи сюжета он в кадре главный и должен смотреть куда-то со своей высоты. Или, наоборот, ребенок снят с уровня ниже его роста, тогда как смысл фотографии – это его юный возраст.

 

Ошибки композиции в компоновке кадра


16. Слишком мало свободного пространства в кадре вокруг смыслового центра или чего-либо еще. Ему как бы тесно в поле, очерченном рамкой фотографии. Интуитивно в такую композицию так и хочется что-нибудь добавить, хотя может быть и не совсем понятно, в чем здесь скрывается ошибка.

17. «Мусор» в композиции фотографии – это ошибка. Пестрый фон или наполненный ненужными деталями передний план, случайные объекты рядом со смысловым центром кадра или что-либо еще, что смотрится на фотографии действительно как мусор. Обычно в нем теряется и главный объект фотосъемки.

18. Слияние объектов разных планов фотографии. Выглядит эта ошибка композиции так, что они смотрятся в кадре как единое целое. Например, классика жанра, когда из головы человека торчит столб. Силуэт объекта переднего плана должен однозначно читаться на фоне объекта дальнего плана или их надо развести в пространстве изменив ракурс фотосъемки.

 

Ошибки композиции фотографии с восприятием цвета


19. Цветовая гамма в композиции фотографии не соответствует сюжету. Например, серое однотонное небо лучше подходит для осени, а голубое для весны, теплые тона олицетворяют радость, а холодные грусть, яркие цвета – праздник, приглушенные – покой. Хотя бывают исключения, но лучше при выборе цветовой гаммы композиции избегать ошибок.

20. Неправильные цветовые акценты в композициях фотографий. Любое яркое цветное пятно в кадре сразу притягивает к себе внимание зрителя, а значит, это должен быть или смысловой центр фотографии или то, что на него указывает. Все остальное это цветовой мусор фотокомпозиции и как мусор в ошибках компоновки кадра его следует не допускать.

21. Яркий цветной акцент ошибочно размещается не в точках «золотого сечения» фотокомпозиции. Но так как такой объект на фотографии это, скорее всего смысловой центр ее композиции или то, что его дополняет, то и находиться они должны по правилу «двух третей» на пересечениях воображаемых линий, делящих кадр на три равные части.

 

Ошибки с балансом в композиции фотографии


22. Кадр несбалансирован по объемам пространства или объектам. Надо строго соблюдать законы равновесия композиции, не допуская ошибок, отображающихся в зрительном дисбалансе. Ни одна ее часть не должна перевешивать другие. Например, большой объект слева должен быть по массе визуально уравновешен объектом или объектами справа.

23. Воображаемое движение на фотографии должно быть уравновешено свободным пространством для его возможного продолжения. Например, если движущийся автомобиль упирается в рамку фотографии, это будет ошибкой ее композиции. Перед ним должно быть оставлено достаточно свободного для движения места.

24. Нарушение требуемого дисбаланса фотографии. В кадре, где должна чувствоваться напряженность, баланс чего-либо наоборот, должен быть нарушен. Если, например, в композиции фотографии сбалансирован вес ее элементов, создается визуальное ощущение покоя, что в таком случае будет ошибкой.

 

Ошибки с линиями в композиции фотографии


25. Ошибки с линией горизонта. Она должна размещаться в композиции фотографии параллельно ее границам, не должна быть строго посредине или визуально расчленять хорошо узнаваемые объекты фотосъемки как, например, проходить на уровне шеи человека, тем самым «отрезая» ему голову.

26. Ошибки с линиями, которые в композициях фотографий интуитивно должны быть строго вертикальными. Например, углы стен зданий, окна, двери, фонарные столбы или какие-то другие аналогичные сооружения. А также хорошо нам знакомые, висящие неподвижно предметы: люстра, шторы, грузики часов и т.п.

27. Ошибки ведущий линий, которые в композиции направлены не туда, куда нужно для данной фотографии. Как известно из ее основ, взглядом зрителей в кадре управляют линии – вертикальные, горизонтальные или диагональные. А это значит, что они должны быть направлены точно на сюжетный центр композиции.

 

Ошибки композиции фотографии в передаче пространства


28. В кадре нет объёма. Для этого пейзаж, например, делят на передний, средний и задний план, делают линейную или тоновую перспективу, а в портрете это достигается за счет светотеневого рисунка, выбора ракурса поворота головы и тела или работой с фоном. Основная ошибка многих интересных фотокомпозиций — это их двухмерность.

29. Ошибки отображения масштаба или расстояния в композиции кадра фотографии. Например, на переднем плане большой камень, на среднем лес, а за ним горы. Без хорошо знакомого объекта нам будет непонятно, какого размера камень, как далеко простирается лес, и какая высота гор. Добавленная сюда фигура человека, сразу делает все понятным.

30. Видимые ошибки в пропорциях у сравниваемых визуально объектов композиции на фотографиях. Например, узнаваемые объекты переднего плана должны быть больше по размеру аналогичных объектов дальнего плана, а также контрастнее, ярче, насыщеннее по цвету, четче и резче.


Вот примерно так выглядят типичные ошибки композиции фотографий, которые совершают в основном начинающие фотографы. Есть, конечно, много других промахов в фотографиях, но эти самые распространенные. Не допуская только этих ошибок во время фотосъемки, любой фотограф может существенно повысить качество своих фотографий.

Некоторые из таких ошибок легко исправить и после фотосъемки путем обработки фотографий в подходящем для этого графическом редакторе, но при этом возможна потеря полезной информации в кадре. Лучше это делать во время фотосъемки, оценивая их на экране и сразу переснимая фотографии с ошибками в композиции, соблюдая ее основные правила, о которых читайте в следующих статьях.

Начало

Дополнительная информация