Композиция кадра фотографии

Композиция кадра фотографии

Главы статьи:
Приемы композиции в фотографии
Правила композиции для фотографий
Ошибки композиции фотографий



Одним из основных понятий фотографии является композиция кадра. С латинского языка compositio переводится как составление или связь, что означает образование единого целого из отдельных его частей, в основе которого лежит какая-то идея. Например, поиск и сохранение удачного кадра в фотографии или написание картины в живописи.

Композиция кадра в фотографии это продуманное расположение всех объектов фотосъемки, ограниченных его рамкой, которое достигается за счет поиска наилучшего соотношения между ними. В результате такого выбора образуется законченное гармоничное изображение приятное для зрительного восприятия.

В отличие от художника, который создает свою композицию на холсте, нанося поочередно отдельные ее элементы, фотограф должен найти для фотографии уже готовое их расположение в кадре. Усложняется это еще тем, что очень часто выстроить кадр нужно быстро, так как подходящий для фотографии композиционный сюжет может быть потерян (рис.1).

Поймать интересное мгновение в кадре и успеть создать на его основе законченную композицию, это то, что отличает фотографию от других видов изобразительного искусства

Рис.1 Поймать интересное мгновение в кадре и успеть создать на его основе законченную композицию, это то, что отличает фотографию от других видов изобразительного искусства.


Включая в кадр одни объекты, и удаляя из него другие, фотограф задает идею фотографии. Рамка кадра определяет то, что для фотографа важно, а что нет. Кадрирование объектов фотосъемки это первый этап создания композиции фотографии после зарождения ее идеи. Его основная задача определить объекты, которые должны донести эту идею до зрителя.

Все лишнее, что может отвлекать зрителя от понимания замысла автора фотографии должно остаться за границами композиции кадра. А все что помогает понять идею фотографии должно находиться в кадре или быть добавлено в него на этапе фотосъемки. Если конечно такая возможность есть у фотографа (рис.2).

После добавления в композицию кадра фотографии фигуры человека возникает ощущение масштаба

Рис.2 После добавления в композицию кадра фотографии фигуры человека возникает ощущение масштаба.


Но для фотографии как искусства этого мало. Она должна еще вызывать чувства и эмоции у зрителя, которые хотел передать ему автор в момент фотосъемки. Достигается это за счет определенного размещения в кадре элементов композиции фотографии и сочетания между собой их формы, размера, цвета и светотеневого рисунка по определенным правилам.

Композиция это важнейший организующий компонент художественной формы, придающий фотографии единство и цельность, соподчиняющий все элементы кадра друг другу. А композиционное решение фотографии это такое расположение объектов фотосъемки в кадре, которое помогает лучше понять замысел фотографа.

Для того чтобы точно передать зрителю главную идею фотографии, при построении кадра используют сочетание разных выразительных средств композиции. К ним относятся смысловой центр, ракурс и момент самой фотосъемки, пространство, направление взгляда, равновесие, движение, ритм, пятно и размер. Все они по-разному влияют на наше восприятие.

 

Средства композиции кадра фотографии


В основе любой интересной для зрителя фотографии лежит смысловой центр – то, вокруг чего строится композиция кадра. Это может быть как один объект фотосъемки, так и несколько объектов взаимодействующих между собой каким-либо образом (размером, формой, цветом, функцией назначения, действием или чем-то еще).

Смысловой или сюжетный центр композиции определят ту самую идею, из-за которой она задумывалась автором. Именно со смыслового центра обычно начинается просмотр, анализ и понимание того, что изображено на фотографии. Если в кадре такого центра нет, его композиция пестрит деталями и наш взгляд начинает блуждать по фотографии (рис.3).

 

Фотография, в композиции кадра которой нет выраженного смыслового центра, непонятна зрителю

Рис.3 Фотография, в композиции кадра которой нет выраженного смыслового центра, непонятна зрителю.


Но если смысловой центр на фотографии есть, он сразу, же притягивает внимание зрителя. При этом его нужно показать так, чтобы подчеркнуть характерные особенности формы или размера. То есть надо выбрать для центра внимания подходящую точку фотосъемки. Это еще один важный элемент композиции кадра, который в фотографии называется ракурс.

Точка фотосъемки может быть обычной – расположена на том уровне, с которой мы привыкли видеть объект, высокой – поднята выше и низкой, расположенной ниже привычного для нас уровня. Выбор того или иного направления взгляда на сюжетный центр композиции в кадре заставляет зрителя по-разному воспринимать его на фотографии (рис.4).

Смысловой центр композиции кадра в зависимости от ракурса может восприниматься на фотографии по-разному

Рис.4 Смысловой центр композиции кадра в зависимости от ракурса может восприниматься на фотографии по-разному.


При этом очень важен и сам момент фотосъемки – то самое мгновение, которое выбрано для создания композиции кадра любой эмоциональной фотографии. И это, пожалуй, один из самых сложных ее элементов. Для его создания нужно найти одно единственное мгновение, ради которого задумывался такой кадр (рис.1).

Создавая композицию кадра в фотографии всегда нужно помнить о том, что это трехмерное изображение, которое надо отобразить на плоскость, передавая зрителю ощущение пространства. Для этого существуют три простых композиционных средства, которые позволяют нам это сделать – масштаб, план и перспектива.

С их помощью можно легко создать иллюзию пространства. Например, маленькая фигура человека на фоне гор наглядно показывает их размер. Знакомые объекты между ними на среднем плане дают представление о расстояниях. А если в композиции кадра есть еще и геометрическая или тоновая перспектива, у фотографии появляется глубина (рис.5).

Масштаб, план и перспектива в композиции кадра создают полное ощущение пространства на фотографии

Рис.5 Масштаб, план и перспектива в композиции кадра создают полное ощущение пространства на фотографии.


Но кроме ощущения пространства очень важно и направление взгляда зрителя. С помощью геометрических и воображаемых линий, цветовых пятен, соотношений размеров и других средств композиции им можно легко управлять в кадре фотографии. Зритель не должен задумываться о том, на что ему смотреть сначала, а на что потом.

И при всем при этом в зависимости от сюжета, на фотографиях должно ощущаться или движение, или равновесие. Их можно передать в кадре при помощи ритма и других средств композиции, которые достигаются на фотографиях разными приемами.

Начало

Дополнительная информация