Помещение для работы с цветом


Помещение для работы с цветом

Вопросы цветокоррекции волнуют многих фотографов, которые желают правильно обрабатывать свои фотографии, но не знают с чего начать. А начинать эту работу надо с подготовки помещения для работы с цветом. Вот об этом и пойдет речь в этой статье.

Помещение для работы с цветом и освещение в нем, влияют на цветовое восприятие зрительной системой человека. Для правильного восприятия цвета на фотографиях внешняя среда должна быть нейтрального цвета и иметь правильное освещение. Если такие условия не выполняются, цвет на фотографиях будет восприниматься не правильно.

Отличительной особенностью помещения для работы с цветом является его окраска. В нем должны преобладать нейтральные тона серого цвета. Кроме этого в нем не должно быть слишком ярких или слишком темных объектов, так как они могут мешать правильному восприятию цвета или тона на фотографиях. Такие правила диктует наша зрительная система.


Как и что мы видим


В разных светоцветовых условиях одну и ту же картину внешнего мира наш мозг воспринимаем по-разному. Причины этого явления объясняет сложное устройство нашей зрительной системы. Она состоит не только из глаз, но еще из разных отделов мозга, памяти, воображения и эмоций (рис.1). Каждый ее элемент по-своему участвует в видение мира.

Зрительная система человека

Рис.1 Зрительная система человека.


Глаз человека это сложнейший оптический прибор, который улавливает отраженный от объекта свет, преобразует его в электрические сигналы и посылает их в мозг. Мозг обрабатывает эти сигналы, выбирает в памяти зрительные ассоциации, добавляет эмоции, а затем воображение рисует нам картинку внешнего мира. Вот эту картинку мы как бы и видим.

Если каким-либо образом повлиять на один из компонентов зрительной системы, наше воображение нарисует совсем другую картинку. Она уже будет нами восприниматься как более теплая или холодная, светлая или темная, яркая или тусклая. Все зависит от внешнего раздражителя.

В любом случаи это наши зрительные ассоциации, которые не имеют ни чего общего с внешним миром. Внешний мир не меняется. Меняется его восприятие в нашем сознании. Мы видим все вокруг не так, как оно есть на самом деле, а так, как нам его рисует воображение в данный момент.

Кроме внешнего воздействия на зрительную систему, виденье внешнего мира зависит еще и от особенностей этой системы. Их надо обязательно учитывать при подготовке помещения для работы с цветом фотографий, а для этого о них нужно знать.


Особенности нашей зрительной системы


Зрительная система человека всегда стремится нейтрализовать внешнее освещение, и мы воспринимаем его как нейтральное. Белый лист бумаги будет казаться нам белым всегда, и при свете желтых ламп накаливания, и при белом свете из окна. Это явление имеет название Хроматическая адаптация.

Кроме адаптации к цвету, еще наша зрительная система очень быстро и точно подстраивается под изменение интенсивности освещения. Память сохраняет нам исходные цвета объектов, которые мы видим, независимо от изменения уровня яркости внешнего освещения.


Цвета видимых объектов мы оцениваем не абсолютно, а исключительно в контексте их окружения. Наличие вокруг изображения фонового цвета вызывает эффект известный как одновременный контраст и мы видим один и тот же объект на разном фоне по-разному (рис.2).

Фигура на обоих рисунках одного цвета RGB=221,221,2

Рис.2 Фигура на обоих рисунках одного цвета RGB=221,221,2.


Такой эффект проявляется в том, что мы подсознательно изменяем цвет интересующего нас объекта так, чтобы лучше отделить его от фона. При наличии цветного фона наше воображение изменяет цвета того объекта, который расположен на этом фоне.

Еще одна особенность нашего зрения заключается в том, что на темном фоне цвета нам кажутся ярче, а на светлом темнее, чем они есть. В этом случае действуют закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом (рис 3).

Круги на рисунке одного цвета RGB=0,0,255

Рис.3 Круги на рисунке одного цвета RGB=0,0,255.


Описанные выше особенности зрительной системы определяют окраску помещения для работы с цветом на фотографиях.


Цвет помещения для работы с цветом


Основное отличие помещения для работы с цветом фотографий состоит в окраске стен, пола, потолка, мебели и оборудования. Все что попадает в наше поле зрения во время обработки фотографий должно быть серого цвета. Этот цвет для нас является нейтральным и он не создает эффекта одновременного контраста.

В идеале все помещение, мебель, оборудование, а также спецодежда для работы по цветокоррекции фотографий должны быть окрашены в серые тона (рис.4). Примерно так выглядит помещение для профессиональной работы с цветом. Создать что-то подобное в домашних условиях сложно и дорого, но кое-что все-таки сделать можем без особых затрат.

Помещение для профессиональной работы с цветом

Рис.4 Помещение для профессиональной работы с цветом.


Все что для этого нужно, это удалить яркий цветной фон из нашего поля зрения. То, что мы видим во время работы с фотографиями и то, что нам при этом видно боковым зрением, должно быть нейтрального цвета. Это основные действия, которые нужно обязательно сделать при подготовке помещения для работы с цветом.

Так как работу с цветом фотографий мы проводим на экране монитора, все помещение вокруг него должно быть серым. Сюда относится корпус монитора, компьютерный стол, клавиатура с мышкой, стена за столом и сбоку от него, пол вокруг стола и другие предметы интерьера. Главное в помещении не должно быть ярких цветных пятен, видимых при работе.


Как сделать помещение серым


В домашних условиях специально переделывать помещение для работы с цветом не нужно. Необходимо просто сделать самодельные экраны из картона или фанеры и выкрасить их в серый цвет. Ими нужно прикрыть цветные объекты на рабочем месте. После работы экраны можно быстро убрать, или придумать, как встроить их в интерьер помещения.

Для окраски этих экранов надо подобрать светло-серую матовую краску с коэффициентом отражения приблизительно 60% и меньше. Можно также найти образец заливки 20–30 % черной краски на мелованной бумаге и по нему подобрать краску в строительном магазине или получить этот цвет, смешав черную и белую краски.

Еще один способ делать серые экраны – это приобрести в фотомагазине серый фон для оформления фотостудии. Они бывают как бумажные, так и пластиковые. По цене можно найти не дорогие. Из такого фона можно быстро сделать экраны подходящего размера.

При покупке мебели и оборудования надо сразу же отдать предпочтение серому цвету, а не ярким цветам – красному, белому, синему и т.д. Если же они у Вас уже куплены, их надо будет закрывать упомянутыми выше экранами. Важно чтобы их яркий цвет не попадал в Ваше поле зрения.

Рекомендуемый стандартами ISO серый цвет для окраски поверхностей помещения для работы с цветом имеет значение в цветовой модели Lab L*=74. То же значение в цветовой модели RGB будет 180,180,180. Более высокие цифровые значения цвета не подходят, так как их отражающая способность более 60% (рис.5).

Крайние значения серого цвета в разных цветовых моделях

Рис.5 Крайние значения серого цвета в разных цветовых моделях.


Цвет с цифровым значением ниже, чем RGB=128,128,128, нам так же не подходит, так как его отражающая способность будет менее 20%. Цвета мебели и корпуса оборудования обычно имеют нужное промежуточное значение серого цвета в диапазоне L*54 – L*74. В этом диапазоне надо подбирать окраску и других объектов помещения для работы с цветом.

Правильная окраска помещения для работы с цветом имеет значение, но только при его правильном освещении. Свет это один из самых важных инструментов фотографа не только при фотосъемке, но и при обработке фотографий на мониторе компьютера.

 

Свет для работы с цветом


Также как и окраска помещения для работы с цветом, большое значение имеет и его освещение. При работе с фотографиями нужно помнить, что окружающий свет влияет на ваше восприятие цвета и тона как на экране монитора, так и на бумаге.

В помещении для работы с цветом необходимо создать и поддерживать стабильное внешнее освещения. Это относится к его яркости и цветовой температуре. Яркость внешнего освещения должна быть постоянной, но обязательно ниже яркости монитора, а его цветовая температура должна быть 5000°К или немного ниже.

Яркость света в помещении влияет на настройку яркости монитора при его калибровке. Чем ярче свет в помещении, тем выше уровень яркости требуется от монитора для работы с цветом. Яркость монитора должна укладываться в пределе 75 cd/m² – 100 cd/m² при цветовой температуре его точки белого 6500°К и 80 cd/m² – 120 cd/m² при 5000°К.

Оптимальный вариант организации освещения в помещении для работы с цветом состоит в том, чтобы исключить какое-либо его изменение при работе с фотографиями. Например, надо наглухо занавесить окна, чтобы исключить влияние солнечного света из окна (рис.4).

В организации верхнего и местного освещения в помещении для работы с цветом нужно использовать лампы только одного типа. Например, для этого подойдут лампы Philips COLOURLUX de LUXE 950 15w, 18w или 36w. Выбор мощности ламп зависит от их расстояния до монитора. При работе с фотографиями верхний свет желательно делать приглушенным.


О других инструментах фотографа, необходимых в работе с цифровыми фотографиями, читайте в следующих главах:

Начало


Дополнительная информация